«Роли созависимости»

Спасатели, неудачники, перфекционисты, рабы и другие...

1. «Спасатели» – люди, которые пытаются устроить трудоемкие, сомнительные дела для других, урегулировать чужие проблемы в ущерб собственным интересам. Они теряют свою личностную идентичность в других, как бы растворяясь в них. Эта роль свойственна обычно представителям так называемых «помогающих» профессий.

2. «Соглашатели» с большей готовностью подчиняются другим, чем проявляют собственные желания и нужды. Для них большая проблема – сказать «нет». «Соглашатели» – искусная форма манипулирования и контроля.

3. «Люди, стремящиеся к сверхдостижениям» чувствуют пустоту от потери их личностного Я и пытаются восполнить эту утрату различными «достижениями», результатами своей активности. Однако в связи с тем, что внутренняя душевная пустота обусловлена другими причинами (а не отсутствием результатов в «псевдодостижениях»), то удовлетворение своей деятельностью не наступает и внутреннее напряжение не снимается.

4. «Неудачники» чувствуют такую же внутреннюю пустоту, как и их антиподы – «люди, стремящиеся к сверхдостижениям». Эта категория имеет, как правило, низкую самооценку, периодические рецидивы «сверхзастенчивости», стыдливости. Они чувствуют себя неадекватными окружающему их миру, ощущают свою собственную неполноценность и в целом, ущербность. В данном случае речь идет не о восприятии человека социумом как неудачника (это не калькированный вариант «лузера»). Нередко этот тип людей может занимать даже социально значимое место в обществе и демонстрировать высокие результаты своей деятельности, однако из-за низкой самооценки, эта категория всегда внутренне неудовлетворена результатами своей деятельности (по принципу «Что бы обо мне ни говорили окружающие, мне все равно стыдно за себя и свою работу»).

5. «Перфекционисты» – постоянный страх совершить ошибку и перейти в категорию «неудачника» заставляет этот тип людей до бесконечности совершенствовать результаты своего труда, доводя до абсурда и вызывая зачастую обратный эффект. Постоянный прессинг стремления к абсолюту довлеет над ними до такой степени, что, в конечном итоге, может вызывать депрессию.

6. «Жертвы» – категория лиц, подобных ослику Иа-Иа, персонажу книги А.А. Милна о Винни-Пухе. Постоянные жалобы на непонимание со стороны окружающих, невербальная апелляция за помощью, даже получив которую, представители этого типа все равно продолжают жаловаться на судьбу, считая, что никто и ничто (включая помощь и поддержку) не может улучшить их безрадостное положение. С социально-психологической точки зрения, «жертвы» не так уж и безобидны, так как они всегда стараются избежать любой ответственности за собственные поступки (по принципу «Все равно безнадежно», «Меня никто не понимает», «Все лучшее было в прошлом, и если бы только…»).

7. «Мученики», в отличие от «жертв», живут в мечтах о будущем. Они обычно очень религиозны, так как легко принимают церковный постулат об обязательности кары за содеянные грехи. Однако их безнадежный фанатизм, как правило, не агрессивен. В социуме они ориентированы главным образом на ту категорию окружения, на которую можно переложить ответственность за свои поступки. Их степень ощущения безнадежности бытия такова, что они даже не в состоянии принять помощь со стороны в этой жизни, где «для них все уже ясно и кончено».

8. «Рабы» (пагубных привычек, склонностей) – игроки-фанатики, трудоголики, обжоры и т. д. Примечательно, гипертрофированные проявления «рабской» созависимости могут быть направлены не только на отношения к людям и предметам, но и к ситуации, поведению, месту.

9. «Супермены» – этот тип с ярко выраженным ущербным личностным Я,  живущий по принципу «Я самый, самый…». Причем, в данном случае для этой категории знак его Эго (социально обусловленный плюс или минус) не играет никакой роли. Важна только степень полярности проявления «суперкачеств». Они могут принимать различные ролевые маски (эгоизма, самовлюбленности, хвастовства, хулиганства и т.д.). Отличаются эти маски только поведенческими проявлениями самоутверждения, главным образом путем воздействия на окружение.

Н. Г. Артемцева. «Феномен созависимости: общее, типологическое, индивидуальное»